Региональный информационнный портал КМВ :: Новости Ставропольского края



Фонд обязательного медицинского страхования Ставрополья тратит деньги с нарушениями 04.07.2008

Фонд обязательного медицинского страхования Ставрополья тратит деньги с нарушениями

Важный вопрос был поднят "Ставропольской правдой"  о том , куда ушел казенный рубль через Краевой фонд обязательного медицинского страхования. Произошло  это  еще весной. Напомним, что ФОМС вовремя не продлил договор со страховщиками, лишив тем самым сотни тысяч неработающих жителей Ставрополья законных медицинских полисов. То есть документа, дающего право на бесплатную медицинскую помощь...

Собственно в большей степени именно эта скандальная ситуация в свое время и привлекала к деятельности фонда ОМС особое внимание общественности, а также проверяющих и контрольных служб. В частности, совсем недавно стали известны результаты проверки фонда Счетной палатой СК.

Внимание аудиторов было сосредоточено прежде всего на том, по назначению ли и вообще насколько эффективно и рационально использовал фонд ОМС бюджетные деньги, предназначенные на лечение граждан в прошлом году и первом квартале нынешнего года. Как оказалось, нарекания, которые до того неоднократно звучали в адрес фонда от депутатов и краевых чиновников, были вполне обоснованными. ФОМС работал и распоряжался казенным рублем не всегда так, как предписывает закон.

Приведем несколько примеров, зафиксированных в отчете Счетной палаты края. Начнем с того, что финансовые документы фонда для проверки аудиторам пришлось «выбивать» чуть ли не с боем. Руководство ФОМСа, а возглавлял его тогда исполнительный директор Ю. Казаков, сразу не представило полную информацию об использовании бюджетных средств. Собственно ситуация для специалистов Счетной палаты уже привычная, потому изъятие документов, как бывает в таких случаях, прошло при содействии краевого Управления федеральной службы безопасности.

Что касается непосредственно финансовой деятельности ФОМС, то здесь обнаружилось немало сомнительных и неоднозначных эпизодов. К примеру, оказалось практически невозможным проверить, использовались ли по назначению страховые взносы на обязательное медобслуживание неработающего населения. Эти деньги поступали на основной счет фонда. То есть, по сути, оказывались в одном денежном «котле» со всеми поступлениями в ФОМС: дотациями, субсидиями, недоимками, пенями и т.д. Как пояснили в Счетной палате, такой бюджетный учет фонда совершенно не обеспечивает прозрачности в том, как были потрачены эти целевые взносы на лечение неработающих граждан. И каким-то образом проверить «полноту и эффективность их использования не представляется возможным».

Есть также в фонде так называемый нормированный страховой запас. По сути, эти средства служат своеобразной «заначкой» исключительно на случай каких-то сбоев в финансировании, экстремальных и непредвиденных ситуаций. Эти деньги, как принято говорить, не являются свободными, то есть их нельзя пускать на какие-то срочные нужны фонда. Однако так прописано в документах, на деле же руководство ФОМС распоряжалось «заначкой» иначе. И, в част-ности, в прошлом году более ста тысяч запасных рублей ушли исключительно на управленческие расходы.

Кроме того, обнаружились недоработки и со средними показателями. Поясним, что объем средств, который направляется на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования, ежегодно рассчитывается примерно. Используются при этом средний подушевой норматив и численность постоянного населения края. Получилось, что, например, на 2008 год расчет финансирования упомянутой программы ОМС населения строился на подушевом нормативе в 1751,4 рубля, что почти на 450 рублей ниже федерального норматива. Аналогичная ситуация, кстати, складывалась и в прошлом году. Такое минусовое отступление от федеральных норм обернулось финансовым дефицитом территориальной программы медобслуживания. В прошлом году он держался на уровне 19,5 процента, а в 2008 году превысил уже 23 процента.

И еще один момент, который однозначно заслуживает внимания. Это финансирование нацпроекта «Здоровье». Здесь кричащих нарушений выявлено не было. Но что насторожило, так это неполное использование денег. Довольно значительная часть финансов в 2007 году попросту зависла на счетах фонда, куда они были возвращены медучреждениями края. Это, как уже принято говорить, однозначный сигнал о неэффективности использования средств и неточном планировании расходов.

Кроме того, как показывает практика, редкая проверка ведомств Счетной палатой не выявляет нарушений и путаницы в области госзаказа. И по фонду ОМС также зафиксированы случаи, когда, к примеру, государственные контракты заключались с компаниями, лицензии которых на тот момент были приостановлены. Помимо этого, еще ряд госконтрактов вызвал претензии аудиторов Счетной палаты: где-то была существенно уменьшена первоначальная цена, в других случаях просто не обнаружилось некоторых документов, подтверждающих исполнение того или иного контракта...

Итоги проверки и соответствующие предложения Счетной палатой направлены в целый ряд ведомств. И в первую очередь — правительству края, краевому парламенту, правлению фонда обязательного медицинского страхования. Им предложено усовершенствовать нормативную базу деятельности фонда. А по ряду выявленных нарушений материалы проверки отправлены в прокуратуру, краевое управление антимонопольной службы.


P.S. Специалисты Счетной палаты края недавно закончили так называемую внешнюю проверку краевого бюджета-2007. Для анализа качества исполнения региональной казны аудиторы «гостили» у ряда главных распорядителей бюджетных средств, среди которых краевые министерства, комитеты, управления. Как стало известно, скоро эти результаты будут обнародованы, и среди них, по отзывам специалистов, есть довольно «любопытные» моменты.



Источник:  www.stapravda.ru

Возврат к списку