Региональный информационнный портал КМВ :: Современные проблемы выделки



21.11.2007

Современные проблемы выделки

Россия – один из крупнейших рынков меховых изделий, емкость которого оценивается не менее, чем в $1,5–2 млрд. Однако доля изделий отечественного производства едва ли превышает 30%.

По данным опроса руководителей предприятий, занимающихся выделкой пушно-мехового сырья в Петербурге и Ленинградской области, существует замкнутый круг проблем, выход из которого каждая компания ищет в одиночестве.

Как оказалось, проблемы у всех предприятий по выделке меха одни и те же. И все они тянутся от звероводства к скорнякам, взаимно пересекаясь и путаясь в один плотный клубок.

В соответствие с Программой стабилизации и развития зверохозяйств и предприятий меховой переработки на территории Северо-Западного региона РФ в 2000–2005 гг. рентабельность звероводства должна была вырасти за этот период до 70%, а производство пушнины увеличиться в 5 раз. Однако, по признанию специалистов, данные радужные прогнозы не сбылись. Более того, все в один голос отмечают полное отсутствие поддержки отрасли со стороны государства. А помощь требуется.

Во-первых, по сей день сохраняется извечная пробелам сезонности бизнеса, которая в последние годы усугубляется непредсказуемостью изменения рыночного спроса.

Во-вторых, оборотные средства предприятиям отрасли очень трудно получить даже от банков. Если ранее банки давали товарный кредит, то сегодня от такой практики отказались.

В-третьих, отрасль постоянно живет в ситуации взаимных неплатежей. Все товары и услуги оплачиваются только после момента реализации продукции. В данной ситуации не приходится говорить о высокой рентабельности. Скорее стоит думать о том, как бы при своих деньгах остаться.

Финансовые проблемы предприятий по выделке пушно-мехового сырья форсируют появление ряда других сложностей, которые сегодня определяют низкий уровень конкурентоспособности отрасли. И здесь, в-четвертых, возникает проблема качества продукции. Этот показатель напрямую зависит от уровня технологической оснащенности производства. С оборудованием, которое сегодня используют на петербургских предприятиях по выделке меха, невозможно конкурировать с зарубежными компаниями. Маленькие компании (а больших сегодня в Петербурге нет) не зарабатывают столько, чтобы приобрести зачастую не только импортное оборудование, но и отечественное.

В-пятых, проблемой, связанной с качеством продукции, становится и подготовка персонала. «Молодежь не идет на нашу работу, так как это грязное производство, не престижное», – вздыхает Людмила Евдокимова, одна из руководителей перерабатывающих предприятий Санкт-Петербурга.

Немаловажной проблемой все переработчики в один голос называют и отсутствие качественного отечественного пушно-мехового сырья. Только единицы звероводческих предприятий, по мнению специалистов, могут сегодня дать высококачественный пушной товар. Честное слово, сложно сделать из лысой шкурки от больного зверя мягкую, модную, лоснящуюся шубу. Это – в-шестых.

И, в-седьмых – до сих пор не существует единого понимания стратегии развития рынка выделки в России в целом и в Петербурге в частности. Ни крупные заводы, ни мелкие фирмы не делятся друг с другом технологиями и опытом. Каждый предпочитает вариться в собственном соку.

Что касается перспектив решения вышеперечисленных проблем, то участники рынка отмечают отсутствие уверенности в том, что грядут какие-то изменения в политике государства в отношении данного сектора промышленности. Однако меховщики подтвердили готовность решать проблемы собственными силами. «Союз меховщиков не решает наши проблемы», – с огорчением говорят опрошенные предприниматели.


Компания:  Меховая фабрика "Мелич"