Региональный информационнный портал КМВ :: Наступление желтых человечков



На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

01.11.2010

Наступление желтых человечков

Список рекордов, заслуг и регалий, полученных мультфильмом о приключениях желтых человечков (туповатого отца семейства Гомера Симпсона, его жены Мардж, их детей - хулигана и двоечника Барта, отличницы, левой активистки Лизы и младенца Мэгги), откровенно зашкаливает. Самый длинный мультипликационный сериал (более 20 лет на экране и свыше 450 отснятых эпизодов). Первый телепродукт канала Fox, который вошел в топ-30 телешоу сезона. Лауреат 27 премий «Эмми». Лучший телесериал ХХ века по версии журнала «Тайм» и так далее...



Как удалось такого достичь? Ведь на первый взгляд в «Симпсонах» нет ничего особенного. По жанровой принадлежности это типичная комедия ситуаций: каждый эпизод описывает определенную историю, которая произошла с членами семьи Симпсонов, их многочисленными соседями, родственниками, сослуживцами и т. д. Подобные «ситкомы» каждый год выходят сотнями, из них большинство, как и «Симпсоны», ориентировано на семейный просмотр. Нет ничего инновационного и в юмористическом мультсериале «про семью» - те же «Флинтстоуны» окучили эту нишу давным-давно. Однако именно «Симпсонам» удалось стать одним из крупнейших культурных феноменов последних двух десятилетий. Мультик не просто смотрели: десятки миллионов людей во всем мире находили в себе общие черты с тем или иным персонажем и, так сказать, монетизировали эту общность, покупая товары с их изображением. Или, наоборот, заявляли о своем неприятии главных героев мультсериала.

А это, как известно, также обратная сторона популярности. Дошло до того, что президент США Джордж Буш-старший публично заявил, что не хочет, чтобы американцы становились похожи на Симпсонов (за что потом попал под «комическую раздачу» в очередной серии мультфильма). Президентская критика обернулась эксклюзивной рекламой, которую ни за какие деньги не купить.

Над кем смеемся?

У творческого и коммерческого триумфа «Симпсонов» есть несколько ключевых составляющих. Главная из них состоит в том, что мультсериал, вопреки шаблонному мнению, отнюдь не высмеивает недостатки американских обывателей, тем более не пропагандирует их. Стеб, шутки на грани политкорректности, комические ситуации. Все это - лишь инструменты донесения до зрителя главной мысли: в каждом из нас есть «кусочек Симпсона». Мы тоже бываем тупыми или жадными, совершаем глупые или «безбашенные» поступки, но, несмотря на все это, мы хорошие и нас есть за что любить. Именно это ощущение «духовного родства» и позволило сериалу продержаться в прайм-тайме десятилетиями. Сейчас, когда эта идея успешно сработала, кажется, что «отрисовать» ее в мультфильме было несложно. На самом деле это не так, и дело даже не в художественной стороне.

В 1980-х гг. в США не было анимационных сериалов, рассчитанных на старшую аудиторию (родители и дети-подростки) - не потому, что никто не додумался их выпустить, а потому, что они очень дорого стоили. Если 30-минутное ток-шоу можно было снять за пару сотен тысяч долларов, несложный «ситком» с актерами - примерно за полмиллиона, то стоимость получасового мультфильма достигала $1 млн. Ведь если делать проще, то мультик воспринимался как сугубо «детский». Гениальной находкой создателя «Симпсонов» Мэтта Грейнинга, которая позволила нивелировать это ограничение, стало сознательное «упрощение» изображения (впоследствии этот прием был доведен до предела в другом культовом мультсериале «Южный Парк»). Но, чтобы не потерять при этом выразительности образов, Симпсонов умышленно раскрасили в радикально желтый цвет. Но и этого было мало, и ради еще большего снижения себестоимости производство «Симпсонов» велось по принципу аутсорсинга. Ключевых персонажей и сцены отрисовывали на студии в США, а раскраску, переход между сценами и окончательную компоновку отдавали субподрядчикам в Южной Корее. Это позволило снизить цену эпизода до уровня обычного «ситкома» с актерами (порядка $500-600 тыс.). Правда, с годами «Симпсоны» постоянно дорожали: в середине 1990-х один эпизод стоил $1,5 млн, а в настоящее время на создание серии уходит порядка $2 млн. Но это уже не столь принципиально, так как в докризисное время 30-секундный рекламный ролик во время показа «Симпсонов» приносил создателям свыше $300 тыс.

Оплата сценаристам, тем самым людям, которые и создают фирменный симпсоновский юмор, тоже не составляет секрета. Дело в том, что авторы сценариев (над ними работает целая команда, и каждая реплика фильма «по кругу» проходит через каждого из 16 писателей) неоднократно выдвигали требования о повышении зарплат, и эти споры широко освещались в прессе. Еще в 1998 г. сценаристы угрожали забастовкой, если оплата их труда не увеличится с $30 тыс. до $125 тыс. за эпизод. Интересно, что Мэтт Грейнинг их поддержал. Шоу набирало популярность, доходы от продажи сопутствующих товаров росли, и в 2004 г. произошел новый конфликт - писатели потребовали $360 тыс. за эпизод, или $8 млн за сезон из 22 эпизодов. Телеканал отказался, и сценаристы не вышли на работу. В итоге Fox был вынужден уступить.

На грани, но не дальше

Парадоксы, благодаря которым успех «Симпсонов» рос как на дрожжах, начинались еще в телестудии. Владелец мультсериала, американская телесеть Fox, отличается неприкрытыми симпатиями к консерваторам-правоцентристам. И зрители годами удивлялись: как же они разрешают глумиться не только над политиками вроде Буша, но и над моралью, семейными ценностями, этнической политикой, церковью и религией? Во многом это объясняется удачными формулировками в контракте. На то время Fox был сравнительно молодым телеканалом и соглашался давать продюсерам больше свободы. В договоре было прописано, что заказчик не имеет права вмешиваться в творческий процесс и расписывать в нем определенные моменты, которые нужно соблюдать. Благодаря этой «свободе слова» шутки в «Симпсонах» изначально были неподцензурными.

Правда, при этом Fox мог высказывать пожелания к окончательному продукту. Как эта «цензура от Fox» выглядела на практике, хорошо помнит Майк Скалли, бывший менеджер шоу «Симпсоны». Собственно, во время работы над эпизодом, посвященным американскому кубку по бейсболу, возникла идея: «простебать» в нем рекламный ролик, во время просмотра которого непонятно, какой товар рекламируется.

Клип выглядел следующим образом: мужчина едет по пустыне, останавливается на заправке, к его машине подходят три сексапильные девицы и совершают действия с очевидным эротическим подтекстом: поднимают капот, вставляют шланг в бак и т. д. Осталось только придумать, какой «неожиданный товар» рекламирует этот ролик. Один из сценаристов придумал рекламный слоган: «Католическая церковь. Исправленная и дополненная». На телеканале Fox пришли от этой идеи в ужас и потребовали изменить «обидный» для церкви ролик. В конечном итоге был достигнут компромисс - в рекламе фигурировали не католики, а протестанты-методисты.

Впрочем, Fox не пытался взять «Симпсонов» под идеологический контроль: телебизнесмены очень быстро поняли, что идея радикальных шуток отлично продается. Более того, создатели сериала рассказывают, что «фоксовцы» сами постоянно требовали доводить сюжеты до грани и глумиться над всем, в том числе и над самим телеканалом Fox.
Нужно заметить, что особого риска для консервативных ценностей не было, ведь главные герои «Симпсонов» не являются негативными персонажами, и их поведение не подвергается острой сатирической критике (как в более радикальном «Южном Парке»). Что бы ни происходило по сюжету фильма, его герои остаются симпатичны зрителю. Опять же, когда зритель думает «вот это да, они не боятся высмеивать тех, кто им платит деньги», только добавляет сериалу популярности и прибыльности. Показательно, что за годы существования шоу «Симпсоны» прошли своеобразную трансформацию зрительского восприятия. То, что 20 лет назад казалось радикальным, сейчас выглядит мейнстримом.

Купи себе немножко «желтого»

Одна из главных «фишек» данного мультсериала - очень удачная, просто-таки образцовая модель мерчандайзинга. За первые 14 месяцев трансляции анимационного шоу сопутствующих товаров было продано на астрономическую сумму - $2 млрд. На данный момент она превышает $8 млрд. Причем одним из факторов, способствовавших таким успешным продажам, была... попытка их ограничить. Например, вскоре после запуска «Симпсонов» школы нескольких американских штатов запретили ученикам появляться в футболках с Бартом Симпсоном и девизом «Двоечник. И этим горжусь». Несложно понять, что эффект был прямо противоположным - эту футболку купили все, кто только мог.

Но если бы дело ограничивалось только футболками. Под брендом The Simpsons предлагаются разнообразнейшие товары: от одежды и настольных игр до продуктов питания и мебели. И это не только подростковые товары - очень неплохо продается нижнее белье для взрослых с изображением старших Симпсонов, или стулья для кемпинга с Гомером Симпсоном и его любимым пивом Duff.

Вымышленные бренды, кстати, не раз провоцировали производителей на массовый запуск реальных товаров. К слову, пиво Duff в свое время начали выпускать пивоварни Германии, Англии, Испании, Мексики. В Австралии, после судебного разбирательства с телевизионщиками-правообладателями, запуск одноименного пива был приостановлен, однако оно приобрело коллекционный статус - и стоимость банки возросла до $13 тыс. Также на прилавках появлялись мультяшные товары Buzz Cola, кукурузные хлопья Krusty-O´s, напитки Squishees. Так, в 2007 г. американская сеть супермаркетов 7-Elevens провела удачную промо-акцию, в ходе которой 12 магазинов сменили вывески на сериальные Kwik-E-Mart´ы, продавая перечень реальных продуктов под популярными вымышленными брендами. В итоге это повысило месячный выторг на 30%.

Что интересно - в первые месяцы и годы после запуска «Симпсонов» главным героем мерчандайзинга был Барт Симпсон. Образ подростка-бунтаря идеально вписывался в ценностную матрицу обычного американского тинейджера. Однако через десять лет Барт ушел на второй план, а его место занял Гомер Симпсон. Похоже, что аудитория «симпсонофилов», выйдя из подросткового возраста, стала ассоциировать себя не с сыном, а с отцом.

Компании Fox нужно отдать должное - она вела очень активное лицензирование (более 600 лицензий ежегодно). И при этом сочетала активную поддержку со стороны владельца прав с внимательным подбором и оценкой компаний, которые хотели выпускать «симпсоновскую» продукцию. Благодаря этому именно мерчандайзинг стал не только главным источником прибыльности мультсериала, но и главной гарантией его долголетия. Несмотря на неизбежное с годами падение популярности и утрату «эффекта новизны», после двух десятилетий в эфире и создатели, и владельцы «Симпсонов» заявляют, что не рассматривают вероятности остановки сериала. Соответственно, миллиардные доходы будут по-прежнему литься рекой.

Источник www.vd.net.ua

Возврат к списку