На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...
20.04.2009 Великая поисковая войнаКонкуренция между ведущими брендами интернет-поиска идет по принципу битвы бессмертных горцев: рано или поздно останется только один... Вряд ли среднестатистический интернет-пользователь вспомнит более трех названий известных ему поисковых сервисов — если, конечно, сам не прибегнет к помощи поисковика. Это вполне закономерно: свыше 95% запросов на поиск данных в Сети выполняются «большой тройкой» — Google, Yahoo и Microsoft. Более того, триумфальное шествие бренда Google, который продолжает катиться по конкурентам с уверенностью парового катка, должно неминуемо привести к вытеснению всех остальных поисковых служб на обочину бизнеса. Именно поэтому номер три, Microsoft, готов потратить колоссальную сумму на приобретение марки, занимающей второе место, — Yahoo. Естественный отбор
Мы сами зачастую не осознаем, насколько сильно за последние пару лет изменился процесс поиска в глобальной Сети. Во-первых, возросла точность: нужный сайт обнаруживается на первых же полученных страницах. Отсюда выплывает второе радикальное отличие: в 99% случаев нет необходимости пользоваться более чем одним поисковиком. Пять-семь лет назад многие компании пробовали свои силы в продвижении поисковых технологий: рынок был ненасыщенным, а перспективы зарабатывать деньги на предоставлении рекламных интернет-ссылок в списке найденных по запросу сайтов казались весьма и весьма заманчивыми. Сейчас же от былого разнообразия не осталось и следа. «Большая тройка» Google, Yahoo и Microsoft (ну еще America Online — поисковый сервис, популярный преимущественно в США) — и все. Но «соображать на троих» нынешние лидеры смогут не так уж и долго. Все идет к тому, что для большинства людей, которые ищут информацию в Сети, будет существовать только один поисковый бренд. Назревает примерно та же ситуация, которая существовала на рынке копировальных машин — для обывателя все копиры были ксероксами. Но если некто купил Canon или Minolta и называет его «ксероксом», это не так уж и страшно — деньги все равно получены. А вот когда в потребительском сознании закрепится то, что поиск — это такой-то бренд, то именно этот бренд фактически и замкнет на себе львиную долю поисковых запросов. В погоне за Google
Первым революционную технологию, обеспечившую радикальное повышение точности поиска в Сети, предложил Google. Что в итоге обеспечило компании лидерство в деле предоставления поисковых услуг (около 63% от общего количества поисковых запросов в США по состоянию на январь 2009 г.). Нужно отметить, что конкуренты Google достаточно быстро усовершенствовали свои поисковые технологии. Но смене лидера это не поспособствовало — слово «гуглить» вошло во многие языки в качестве обозначения процесса поиска в интернете, а это очень и очень показательный симптом. Основной соперник Google, поисковый сайт Yahoo, смог сохранить за собой пятую часть общей аудитории «ищущих в Сети» благодаря своей давней истории и приобретенному за это время стойкому сообществу пользователей (по сути, из всех первопроходцев интернет-поиска до наших дней дожил только он). Кроме того, Yahoo является не «чистым» поисковиком, а интернет-порталом, предоставляющим разные сервисы — от прогноза погоды до финансовой аналитики. Это дало возможность несколько сместить позиционирование бренда и таким образом отвоевать немного пространства, свободного от тотального влияния Google. За счет этого аудитория Yahoo в прошлом году выросла примерно на один процент. А что же третий конкурент — Microsoft? Он к дележу поискового пирога откровенно опоздал. Мощные денежные и технологические вливания в разработку и продвижение собственных поисковых брендов (MSN и Live) ситуацию не изменили. Но тут у «мелко-мягких» появился план Б. МикроХу?
В феврале 2008-го Microsoft объявил о своем желании совершить сделку, которая могла бы войти в книгу рекордов слияний и поглощений, если бы таковая существовала. Речь шла о приобретении компании Yahoo и, соответственно, объединении ее поискового бизнеса с аналогичным бизнесом Microsoft. Цена предложения потрясала даже по меркам тех благополучных времен — $44,6 млрд. В ходе последующих торгов сумма увеличилась до $47,5 млрд. Это колоссальные деньги! К примеру, весь госбюджет Украины на 2009 г. не превышает $30 млрд. Несмотря на категорический отказ руководства Yahoo продаться задорого, а также вопреки сложной экономической ситуации, спровоцированной мировым кризисом, Microsoft не оставил надежд поглотить Yahoo. Не целиком — только поисковую часть (впрочем, она тоже потянет на кругленькую сумму — около $10 млрд).
Что касается нынешнего абсолютного лидерства Google, то вряд ли в Microsoft комплексуют по этому поводу. Опыт подавления амбициозных выскочек у него огромен. Достаточно вспомнить «войну браузеров» и горькую судьбу Netscape, который из пионера и абсолютного лидера на рынке программного обеспечения для просмотра веб-страниц превратился в жалкого аутсайдера. А Internet Explorer от Microsoft стал единственным браузером для большинства пользователей Сети, несмотря на все его недостатки. Готовность отвалить огромные деньги за Yahoo может означать только одно: будущий условный бренд «МикроХу» должен стать главным и единственным. Контрудар
Любопытно, что самым активным борцом за независимость Yahoo стала… компания Google. И оборонительные действия она вела сразу на нескольких фронтах.
Наряду с публичными заявлениями в ход пошли и подковерные инструменты — Google «поставил под ружье» своих вашингтонских лоббистов в Конгрессе США, чтобы те проработали сценарии запрета сделки Microsoft + Yahoo на законодательном уровне. Причем положительный результат был необязательным: достаточно растянуть процесс юридических прений на максимально длительный срок. В-третьих, Google предложил Yahoo прямую помощь в борьбе против враждебного поглощения. С этой целью директор Google Эрик Шмидт лично позвонил Джерри Янгу, основателю Yahoo, и пообещал всевозможную поддержку. Одним из конкретных воплощений этой поддержки стало подписание летом 2008 г. соглашения, по которому платная реклама от Google была размещена на веб-ресурсах, принадлежащих Yahoo. Благодаря такой помощи конкурента последний смог дополнительно получить $250-450 млн рекламной прибыли. В ответ на эти действия Microsoft предпринял только одну контратаку, но какую! Толстый-толстый мешок с долларами, который Microsoft предложил акционерам Yahoo, оказался очень мощным соблазном. И хотя менеджмент Yahoo не поддался искушению и заблокировал сделку, для него эта победа стала пирровой — акционеры заставили главных противников продажи компании оставить свои должности. И очень вероятно, что новые боссы Yahoo окажутся не такими бескомпромиссными. Слишком много — слишком плохо
Чтобы избежать подобного сценария, в Google начали искать потенциальных покупателей Yahoo среди третьих фирм, не связанных с Microsoft. В качестве возможного претендента называли концерн Time Warner, уже владеющий America Online. Впрочем, из этого «сватовства» ничего не вышло: мировой кризис заставил думать не о покупках, а об экономии. Что дальше? Вероятнее всего, ситуация будет развиваться по парадоксальному сценарию: Google сделает все возможное, чтобы именно Yahoo оставался его главным конкурентом. Пусть даже и за счет замедления собственной экспансии. В этом случае первым на вылет станет Microsoft. А когда угроза превращения номера три в номер два будет полностью устранена, настанет черед Yahoo уходить со сцены. Если, конечно, к тому времени не появится новая поисковая технология, которая обеспечит лидерство совершенно новому игроку. В настоящее время самыми многообещающими являются системы т. н. семантического поиска, например, проект Wolfram | Alpha британского математика Стивена Вольфрама. Существующие поисковики не оценивают смысл и качество информации на интернет-сайте, а в большинстве случаев исходят из того, насколько часто данный сайт был «процитирован» другими сайтами. В отличие от этого, «семантические системы» оценивают именно смысл размещенных на сайте данных и формулируют точный ответ, а не список интернет-ссылок. Впрочем, появление коммерческих брендов, относящихся к «семантическому поиску», — дело будущего.
|