Региональный информационнный портал КМВ :: Право на всё



На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

16.02.2009

Право на всё


Деньги, как известно, лежат под ногами. Главное - не только их увидеть, но и объявить своими. Патентное право во всем мире давно стало притчей во языцех. Патент на «что-нибудь» получить можно в течение месяца. Подготовкой заявок в службы патентования занимаются «патентные поверенные» - коммерческие структуры, которым все равно, что патентовать, главное - чтобы денежки капали.

Поэтому они активно помогают разного рода «самоделкиным» описать свои безумные проекты витиевато-технократическим стилем, после чего никто уже не разберет, что, собственно, предполагается сделать интеллектуальной собственностью. А чиновники, по уши заваленные работой, не станут разбираться, насколько полезна инновация и принес ли изобретатель что-то воистину новое в техническую мысль. Посему интернет пестрит патентными безумствами. Возьмем, к примеру, такие изобретения, как «Размещение рекламы на лбу», патент США №5.256.595 «Детская тюрьма», патент США №4.205 (суть инновации сводится к жесткой фиксации младенца в колыбели при помощи веревок и ремней, чтобы он не ворочался и не комкал пеленки), или «Ватерклозет­ный таймер», патент США №5.281.823 обычный кухонный таймер, прикрепленный к крышке унитаза). По замыслу изобретателя, это устройство должно в больших семьях сократить утренние очереди перед дверью туалета.

Само собой, подавляющая часть подобных изобретений сразу же отправляется в небытие, однако некоторые приколы все же приносят своим хозяевам реальные деньги. К примеру, колода карт, на рубашке которых изображены схемы гимнастических упражнений, принесла отставному морпеху США Филу Блэку $4,7млн. А веб-страница размером в миллион пикселей, которая не влезает ни в один монитор, за счет продажи на ней рекламы по доллару за каждый пиксель превратила голодного студента Алекса Тью в миллионера.

Впрочем, деньги, заработанные на подобной ерунде, - явление, скорее, из области казуистики. А вот «патентное рейдерство» - регистрация интеллектуальной собственности на общеупотребительные вещи и последующая «дойка» компаний, даже не подозревающих, что они «пиратски» используют зарегистрированные товарные знаки, - явление достаточно распространенное. Занимаются им крупные компании с солидным штатом юристов и патентных специалистов.

За чувства надо платить

Совсем недавно разгорелся скандал вокруг российской фирмы «Суперфон», которая зарегистрировала в качестве торговой марки смайлик, означающий улыбку. Потрясая воздух свидетельством «Роспатента», компания предъявила претензии таким гигантам, как ICQ, Nestle, «Макдональдс» и социальной сети Оdnoklas-sniki.ru, требуя от них за использование смайлика «всего» по $10 тыс. в год. Но компании единодушно отказались платить «Суперфону», требуя от «Роспатента» пересмотреть свое решение по причине того, что смайлик настолько распространенный символ, что не может служить для распознавания торговых марок.

Кстати, это далеко не единственный случай регистрации смайликов в качестве ТМ. Так, в 2000 г. смайлик патентовал еще один россиянин - отставник Виктор Петров из Санкт-Петербурга (наши северные соседи вообще большие любители патентовать очевидные вещи. Чего, к примеру, стоят патенты московского мэра Юрия Лужкова на кулебяку, расстегаи и «пирожок полуоткрытый печеный»). Официально изобретение назвали «Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека, который позволяет улучшить взаимоотношения между людьми». По словам г-на Петрова, три «психоэмоциональные» рожицы - позитивная :-), негативная :-( и нейтральная :- - были созданы им в результате многолетних изысканий на ниве военной психологии.

«Роспатент» признал интеллектуальную собственность психолога, и ему даже удалось стяжать определенную сумму с компании Siemens за незаконное применение его изобретения в мобильных телефонах. Впрочем, это была разовая победа, так как спустя несколько лет немецкой корпорации удалось аннулировать патент на смайлики.

Зато американской компании Despair Inc. («Отчаянье») удалось хорошенько напугать пользователей Всемирной паутины тотальным запретом на бесплатное выражение эмоций, обернуть историю с патентованием смайликов в шутку, пропиариться на этом и начать успешно продавать нестандартные изображения шутливых символов.

Самое громкое «смайловое» дело случилось в 2001 г. на волне американских «патентных тяжб». В это время поисковик Altavista отстаивал свое исключительное право на технологию индексирования контента сайтов, а интернет-магазин Amazon.com пытался присвоить себе технологию открытия гиперссылки по одному клику (на общераспространенной практике, когда при клике на левую кнопку мыши открывается веб-страница, тоже пытались заработать деньги). Американский ученый, доктор Эдвард Керстен под шумок основал компанию Despair Inc., зарегистрировал в U.S. Patent and Trademark Office в качестве торговой марки печальный смайлик :-( и предъявил судебный иск ко всем, кто когда-либо использовал это сочетание символов. Компания подала в окружной суд Далласа иск ко всем семи миллионам пользователей Всемирной сети, обвинив их в незаконном использовании своей торговой марки. Причем Despair Inc. потребовала, чтобы суд обязал всех пользователей Сети отправить в офис компании письмо, в котором они клянутся, что больше не будут использовать грустные смайлики, уничтожить всю переписку с использованием запатентованного знака и приложить к письму бумагу, на которой тысячу раз от руки будет начертана фраза «:-( - это зарегистрированная торговая марка Despair Inc.».

Естественно, возмущенные пользователи бросились на сайт компании, где было предложено множество смайлов и висело условие лицензионного использования. Стандартным смайлом компания предлагала воспользоваться бесплатно, а за оригинальные художественные выражения печали просила заплатить по $5. Через несколько месяцев на сайте повесили объяснение, что судебный иск к пользователям интернета и требование платы за обычный смайлик были просто шуткой. Тем не менее сайт компании оказался на слуху у всего мира, и туда повалили тысячи готов и эмо, готовых выложить скромную мзду за креативные онлайн-знаки отчаяния.

Сеть под угрозой

Да что там смайлики, пару раз пытались приватизировать интернет как таковой!
В 2000 г. английский провайдер British Telecommunications совершенно случайно раскопал в своих архивах старый патент под названием Information handling system and terminal apparatus therefor («Системы работы с информацией и соответствующая терминальная аппаратура»), еще в 1989 г. по дешевке купленный у компании General Post Office, которая сбагрила изобретение «по ненадобности». Разработка касалась схемы построения мас­штабных компьютерных сетей, заявка поступила в Патентное бюро США в далеком 1980 г. и была отклонена как не содержащая новизны. Правда, юристы General Post Office очень долго, девять лет, доказывали инновационность своих идей, в результате чего чиновники, чтобы от них отцепились, все же выдали патент. Изобретение было быстро продано, и про него все забыли.

И вдруг некий юрист компании обнаружил, что часть патента, звучащая как: «информация, отображающаяся на терминальном устройстве компьютера, хранится в блоках, одна часть которых содержит информацию, которая фактически отображается на терминале, а другая - информацию, касающуюся способа отображения, которая может использоваться для воздействия на отображение непосредственно или при вводе команды с клавиатуры...», есть не что иное, как система гиперссылок, на которой базируется весь интернет. Моментально последовал иск к 17 крупнейшим провайдерам США с требованием купить лицензию на использование интеллектуальной собственности. Этот судебный иск достаточно сильно всколыхнул IT-рынок США. Даже был создан общественный совет, который безуспешно пытался найти документы, свидетельствующие о более раннем патентовании технологии, напоминающей гиперссылки.

К счастью, в патенте содержалась маленькая неувязочка. Речь шла о сети, состоящей из «главного» компьютера и сети терминалов. Суд счел, что интернет не имеет центрального компьютера, поэтому иск безоснователен. Однако British Telecom­munications удалось основательно подпортить нервы своим конкурентам. Да и громкое имя, пусть и ассоциирующееся со скандалом, тоже чего-то да стоит.

Гораздо больше повезло компании Forgent. В вассальную зависимость от крошечной фирмы попали такие гиганты, как Apple, Dell, Google, HP, Microsoft, Sony, Yahoo. Еще в 1997 г. Forgent купила технологию сжатия цифровых изображений. На то время она не была востребованной, поэтому владелец раскрыл алгоритмы сжатия и разрешил всем желающим использовать свою интеллектуальную собственность бесплатно. А в 2001-м, когда JPEG стал самым популярным форматом сжатия изображений, Forgent вдруг потребовала за лицензию денег. Тут уж поделать никто ничего не мог. Гиганты подавали в суды, разрабатывали собственные стандарты, но все было тщетно. Избавиться от «подати», то есть аннулировать патент, IT-индустрии удалось лишь в 2006 г. Совместными усилиями «подданные» сумели убедить суд, что Forgent использует патент исключительно в спекулятивных целях, что запрещено законодательством США. За эти пять лет компании удалось на ровном месте заработать $110 млн.

Может, завалялось чего?

История с гиперссылками и JPEG настолько взбудоражила рынок, что его игроки решили создать ряд организаций, лоббирующих изменение патентного законодательства. Это дешевле, чем тратиться на адвокатов и платить нахальным владельцам патентов. Самые извест­ные из них - это Public Patent Foundation и Peer-to-Patent.

Основной принцип действия этих организаций - работа на опережение. Патентные специалисты определяют наиболее вероятные объекты атаки патентных рейдеров и регистрируют их как «общественное достояние». Тем не менее практика показывает, что если пристально оглядеться вокруг, можно найти массу совершенно ничьих вещей, которые запросто могут принести кучу денег.

Источник www.vd.net.ua

Возврат к списку