В условиях финансового кризиса урезаются рекламные бюджеты и оптимизируется структура департаментов маркетинга, а маркетологи входят в топ-листы самых невостребованных профессий в средствах массовой информации. Однако потребность в хороших кандидатах по-прежнему высока. «Спрос на маркетологов не падает, падает спрос на плохих маркетологов, - уверена Екатерина Бахарева, менеджер направления «Маркетинг и продажи» рекрутинговой компании Antal Russia. - Сейчас идеальное время для того, чтобы заменить менее эффективных сотрудников на более успешных. Возрастает потребность в людях, которые в кризисное время могут экономить бюджет компании и оптимизировать затраты».
«У нас сейчас по-прежнему много открытых вакансий, особенно позиций среднего уровня на рынке FMCG, - добавляет Александра Соляникова, консультант Antal Russia. - Этот рынок по-прежнему активен. Крупные компании продолжают набирать людей». Однако кандидаты стали чуть более осторожными, считая, что смена работы - это риск, ведь не известно, как могут поменяться планы нового работодателя в ближайшее полгода - год.
Темпы роста зарплат маркетологов в последние месяцы снижаются. «Если раньше 30% повышение зарплаты при переходе на новую работу считалось нормой, то теперь 15% увеличение - это уже хорошо», - комментирует Галина Немченко, партнер, руководитель департамента «Продажи и маркетинг» рекрутинговой компании Antal Russia. Сейчас люди стали менять работу не ради увеличения дохода, а по другим, нематериальным, причинам.
Разброс в зарплатах маркетологов достаточно велик. Крупный и небольшие, русские и иностранные, бренд-нейм и не очень известные компании готовы предложить разный уровень компенсации. Кроме того «наполнение» должности в разных компаниях может быть разным. «В FMCG секторе маркетинг - это одна из ключевых функций, структура департамента там наиболее разветвленная, - поясняет Галина Немченко. - Каждый специалист отвечает за свое направление. А вот, к примеру, B2B бизнес больше ориентирован на продажи, и, как правило, департамент маркетинга там состоит только из директора и менеджера, которые полностью отвечают за коммуникации компании. Кроме того, стоимость того или иного профессионала зачастую определяется тем, насколько он впечатлил работодателя как личность, насколько умело смог себя подать».
Нестандартный подход - это то, чего сейчас рынок требует от маркетологов. По наблюдениям консультантов Antal Russia среди работодателей особенно высоко ценятся люди, которые смогут задавать новые тенденции в индустрии. Особенно креативным сотрудникам всегда рады алкогольные и табачные компании в силу ограничений, которые накладывает на них законодательство. «Маркетологам в этих бизнесах доступны не все инструменты маркетинг микса, поэтому от них требуется максимум изобретательности, - комментирует Александра Соляникова. - Здесь нужны харизматичные, энергичные и творческие люди. И ценятся они достаточно высоко».
По-настоящему неординарное портфолио - главное требование к кандидату на позицию Арт Директора в одном из ведущих западных рекламных агентств. «Наш клиент хочет взять на работу человека, который сможет привнести радикально свежие идеи, - рассказывает Екатерина Бахарева. - Мы уже ищем кандидатов за пределами России, но пока никто из них не смог предложить работодателю необходимую «дозу драйва»».
В последнее время компании стремятся расширять спектр каналов коммуникации и открывают позиции Менеджеров по Интернет маркетингу. «Это направление пока слабо развито в России, но становится все более популярным, - рассказывает Александра Соляникова. - Мы находим людей в IT и телеком компаниях, в компаниях, которые занимаются социальными сетями и блогами. Главное, чтобы такой человек понимал Интернет аудиторию». В зависимости от уровня позиции, такие люди могут получать от 70 000 рублей в месяц до 150 000-200 000, но на такие суммы могут рассчитывать Директора по Интренет маркетингу в Интернет-компаниях.
По прогнозам специалистов
Antal Russia открытых вакансий в маркетинге не станет меньше. «Сейчас ранок изменяется, мы наблюдаем постепенный поворот рынка от «кандидатского» и «клиентскому», - резюмирует Галина Немченко. - Если раньше кандидат, зарабатывавший 50 - 60 000 рублей в месяц, мог получить предложение на 100 000, то теперь это вряд ли возможно, кроме того компании станут более требовательными к кандидатам».