На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...
25.07.2007
Взаимоуважение на дороге - путь снижения дорожно-транспортных происшествий.
Взаимоуважение на дороге - путь снижения дорожно-транспортных происшествий.Третий год подряд на автомобильных дорогах российской Федерации отмечается рост количества дорожно-транспортных происшествий и числа пострадавших в них людей.
Третий год подряд на автомобильных дорогах российской Федерации отмечается рост количества дорожно-транспортных происшествий и числа пострадавших в них людей.
В 2006 году зарегистрировано
- 204 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 35,6 тыс. человек и получили ранения 244 тыс. человек.
- По сравнению с предыдущим годом количество ДТП увеличилось на 10,8%, число погибших – на 7,0 %, раненых – на 12,7%.
- По имеющимся оценкам социально-экономический ущерб от ДТП составил 321,6 млрд. рублей, в том числе _ гибель и ранения людей оценивается в 208,3 млрд. рублей.
- Возросла аварийность как по вине водителей транспортных средств (+12,4%) , так и пешеходов (+4,8%). Особую тревогу вызывает рост ДТП, в которых погибли или получили ранения дети (+8,2%).
Рост всех основных показателей аварийности зарегистрирован в 54 регионах страны.
Каждое третье ДТП связано с неправильным выбором скорости движения, каждое седьмое – с выездом на полосу встречного движения.
Каждое шестое ДТП совершается водителями, управлявшими транспортом в состоянии алкогольного опьянения, каждое седьмое водителями, на имеющими права на управление транспортными средствами.
Выезжая на дорогу за рулем автомобиля каждый водитель немедленно вступает во множество различных взаимоотношений с большим количеством участником движения: водителями, пешеходами, должностными лицами регулирующими движение или осуществляющие контроль. Каждый такой контакт в большей части заканчивается стрессом . Даже отличные знания Правил дорожного движения, прекрасная реакция , опыт и навыки вождения еще не гарантируют, что ваша поездка закончится без происшествий.
Приведенный выше анализ причин ДТП показывает, где нас поджидают опасности, кто из участников движения потенциально опасны. Поэтому кроме Правил дорожного движения надо соблюдать и особый "кодекс" взаимоотношений с участниками движения, который не закреплен нормативными актами и вырабатывается каждым участником движения по своему усмотрению. Как в любой науке есть и в дорожном движении свои сложившиеся опорные законы.
Попытаемся обобщить наиболее часто встречающиеся взаимоотношения на дороге, выработать свой кодекс поведения, что бы заканчивать каждую поездку без аварии и с наименьшими нагрузками на здоровье, кроме того, и не доставлять другим участникам движения неудобств на дороге, отрицательно влиять на их самочувствие.
Дорожно-транспортные происшествия являются результатом выхода машины из-под власти человека, т. е. возникновения такой обстановки, обозначаемой как аварийная, при которой водитель лишается возможности управлять движением автомобиля по своей разумной воле, руководствуясь требованиями правил дорожного движения. Аварийная обстановка заключает а себе реальную возможность столкновения, наезда или опрокидывания потерявшего надлежащее управление автомобиля, которая в зависимости от условий может превратиться в действительность
Аварийная обстановка, представляющая собой ключевой момент дорожно-транспортного происшествия.
Водитель может допускать создание аварийной обстановки, не имея прямой цели достижения такого результата своих действий. Это происходит в тех случаях, когда он руководствуется желанием двигаться быстрее, пренебрегая безопасностью.
И, наконец, самое опасное нарушение - создание аварийной обстановки с .прямым умыслом, с прямой целью поставить другого водителя в затруднительное положение. Такие действия являются следствием проявления хулиганских и других антиобщественных наклонностей нарушителя. Следует заметить, что нарушитель, создающий аварийную обстановку с прямым умыслом, как правило, сам находится в сравнительной безопасности, защищенный массивностью и прочностью своей машины, сохраняет возможность управления ее движением.
Создание аварийной обстановки нарушителем, находящимся в состоянии опьянения, следует рассматривать как прямое умышленное, поскольку, употребляя спиртные напитки, он сознательно выводит из строя то основное, что необходимо для надлежащего управления.— свою разумную волю.
Вопрос, на котором следует особо остановиться,— это обстоятельства, при которых аварийная обстановка возникает
Перейдем к конкретным примерим различных вариантов создания аварийной обстановки.
- Водитель тяжелого автомобиля пересекает сплошную линию разметки, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, с прямым желанием заставить встречных водителей уступить ему дорогу, принуждая их уходить от столкновения, не имея возможности предвидеть последствий такого маневра. Это — проступок, заключающийся в создании аварийной обстановки с прямым умыслом.
- Другой вариант развития событий. Водитель, руководствуясь стремлением к более высокой скорости движения, выезжает на полосу встречного движения при полном отсутствии на ней транспорта, пересекая для этого сплошную разграничительную линию. Но нарушитель при этом не имеет представления о том, как складывается обстановка за приближающимся поворотом или складкой местности.
- Выезд на полосу движения - расположенную справа, при полном отсутствии на ней транспорта и завершении обгона на таком расстоянии от обгоняемого автомобиля, которое не вызывает у его водителя необходимости изменять скорость движения.
Мы остановились на обстоятельствах совершения ряда нарушений правил дорожного движения, послуживших причиной возникновения аварийной обстановки в результате создания нарушителем помехи движению других машин. Такой подход обеспечивает оценку общественной, опасности и других нарушений, сходных по характеру создания аварийной обстановки.
Перейдем к другой причине создания аварийной обстановки — превышению скорости движения. Напомним в связи с
этим, что угроза возникновения аварийной обстановки в таких случаях связана с превышением скорости сверх предела, при
котором водитель еще сохраняет возможность своевременно правильно реагировать на возможное появление помехи движению.
Таким образом, реальная угроза возникновения аварийной обстановки в результате превышения скорости зависит от двух факторов — величины самой скорости и тех условий, в которых передвигается автомобиль, возможности появления помехи движению.
Степень опасности превышения скорости возрастает по мере увеличения этого превышения и усложнения обстоятельств, влияющих на те условия, в которых передвигается автомобиль, управляемый нарушителем. К этому следует добавить, что превышение скорости нередко сопровождается созданием помех движению других транспортных средств.
Особые отношения складываются у водителей с пешеходами, особенно, с детьми.
Водитель обязан не допустить наезда и при неправильном поведении пешехода - он управляет средством повышенной опасности, пройдя соответствующую подготовку, и принял на себя ответственность за все последствия своего управления.
Пешеходы, которые находятся на переходе, имеют право преимущественного движения. Хамоватые водители, не снижая скорости, едут прямо на пешехода, вынуждая его спешить, выходить на соседний ряд, a там - другие машины. Проезжая переход, всегда ожидай пешехода из-за автомобиля, следующего в смежном ряду. Из-за автобуса, стоящего на остановке, тоже всегда ожидай появления пешехода. Нередко близ проезжей части, а иногда и на ней находятся дети или люди в нетрезвом состоянии. Не жди от них разумных действий.
В непогоду пешеходы утепляются, поднимают воротники, пользуются капюшонами и зонтами - это ухудшает видимость и подвижность, замедляет реакцию. Пешеход может иметь слабое зрение, недостатки слуха, находиться в болезненном состоянии, нервном возбуждении. Ошибок пешеходов ожидай всегда и заблаговременно принимай меры к обеспечению их безопасности.
Не считай, что пешеходы или другие водители действительно видят твою машину, если смотрят в твою сторону.
Поставь себя на их место и вспомнишь, что обычно при переходе и переезде улицы все машины в поле зрения воспринимаются или как препятствия, которые нужно обойти или объехать.
Спокойное вождение автомобиля помогает пешеходам определить, в каком месте им не стоит находиться. Пешеходов, пересекающих путь движения автомобиля, всегда объезжай со спины, чтобы не вызвать у них замешательства.
Резкий сигнал может напугать пешехода, вызвать неожиданные и опрометчивые поступки. Сигнал должен быть коротким и мягким. Не убедившись в том, что сигнал воспринят пешеходом, не проезжай вблизи него. Никогда не обгоняй другой автомобиль у пешеходной дорожки - возможно, что он замедляет скорость движения для пропуска пешехода, который не виден тебе.
Всегда будь внимателен около школ, игровых площадок и парков, поскольку дети могут вдруг выбежать или выехать на велосипедах, роликовых коньках или роликовых досках на улицу.
Необходимо остановиться и пропустить любого человека, использующего собаку - поводыря или белую трость.
Помни - контакт глазами с пешеходом не означает, что пешеход уступит право пути.
Пешеходы чаще всего не могут правильно определить степень риска, они этому не учились. Правила движения для пешеходов существуют, но мало кто их знает.
Рассмотрим некоторые особенности взаимоотношений в ДПС ГАИ с участниками дорожного движения
По признанию большинства водителей, даже краткая встреча с работниками ГАИ надолго оставляет глубокий след в их сознании. Поэтому добрый совет, посильная помощь, внимательное и объективное отношение к ним в немалой степени способствуют добровольному и сознательному соблюдению ПДД.
При общении с участниками дорожного движения сотрудникам ДПС ГАИ приходится сталкиваться с негативной оценкой своих действий, в том числе грубостью, угроз: попытками унизить их достоинство, в основе которых нередко лежит желание добиться проявлений ответной грубости, использовать это как постоянные обвинения инспекторов в предвзятости и добиться отмены принятия решений.
Чаще всего это выражается в следующих действиях водителей:
- проезд мимо инспектора на 40-70 м после подачи сигнала oстановки при наличии реальной возможности остановиться в указанном месте
- отказ от передачи документов в руки инспектора;
- демонстрация документов через боковое стекло автомобиля;
- общение с инспектором через слегка опущенное стекло двери или салона автомобиля;
- вызывающий тон разговора, нецензурная брань, оскорбления, реплики и неоправданные претензии («Почему остановили именно меня, «Кто ты такой, чтобы меня останавливать?», «Что, не хватает на сегодня",«Не с твоим умом это решать!» и т. п.);
- попытки вовлечь в конфликт пассажиров ТС или окружающих
- выбрасывание документов, денежных купюр и ключей зажигания в направлении инспектора;
- обвинения в утере инспектором, предъявленных ему документов
- угрозы обратиться к хорошо знакомым руководителям ОВД,местного самоуправления и другим влиятельным лицам;
- !0) обвинения инспектора в нарушении прав человека, законов морали и пренебрежении весьма важными обстоятельствами;
- выхватывание из рук инспектора изъятых документов, протоколов, ключей зажигания, а также другие насильственные действия;
- заявление об исчезновении денег, документов и вещей из задержанного сотрудником транспортного средства.
Наблюдение за работой ГАИ показывает, что условиями, сопутствующими обострению конфликтов и вспышкам агрессивности правонарушителей, чаще всего следуют следующие действия инспекторов:
- обращение к участникам движения на «ты»;
- несвоевременная подача сигнала остановки ТС;
- снисходительный и ироничный тон разговора;
- критика действий водителей в присутствии детей и других членов с замечания по поводу одежды, прически, других элементов внешнего вида и, особенно, национальности;
- неуместный смех;
- нецензурные выражения;
- требование остановиться или выполнить какой-либо маневр действия дорожного знака или разметки, запрещающей это;
- жевание резинки, курение в процессе разговора, ношение очков темными стеклами;
- отсутствие у инспектора установленных атрибутов униформы специального снаряжения;
- требование «дыхнуть»;
- самостоятельное открывание двери остановленного ТС;
- требование назвать номер и содержание конкретного пункта ПДД
- продолжительная остановка общественного транспорта вне остановочных пунктов;
- попытка использовать остановленное ТС в служебных целях без сообщения причин и оснований для этого;
- изменение принятых решений под воздействием просьб и угроз.
Подобные взаимоотношения могут возникать и с другими должностными лицами на дороге: инспекторы Ространснадзора, специалисты весового контроля и т.д. Этим должностным лицам требуется усвоить основные принципы поведения приведенные выше.
Полагаем, что цель публикации: в недопущении конфликтов на дороге при прямом контакте – водитель – должностное лицо, контакты на дистанции с другими участниками движения, и как прямая причина конфликта – стресс и потенциальная возможность совершения ДТП, достигнута, но требует от читателя, участника дорожного движения, дальнейшего осмысления и анализа своих личных действий на дорогах .
Автор: |
Гос.Инспектор КМВ отдела УГАДН по СК Виктор Петренко |
Источник: |
www.alfakmv.ru |
Возврат к списку
|