На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...
25.06.2007 Бизнес-образование: прагматики против академиков...Как часто можно встретить выпускника бизнес-школы, абсолютно довольного результатами обучения? Еще реже удовлетворение по поводу знаний и навыков своих сотрудников с дипломами MBA высказывают работодатели. Однако не следует считать, что у нас учат чему-то не тому. Просто при выборе школы нужно применять правильные критерии.
Неплохо "работает" и такой фактор, как стоимость программы. На финальной стадии размышлений многие отказываются от дорогих вариантов в пользу более дешевых. Некоторые наоборот признают только те школы, которые выставляют высокий "ценник". Там, по их мнению, должны собираться только "сливки" менеджмента. Это специфика отечественного менталитета: мы воспринимаем вложения в обучение не как долгосрочные инвестиции, а как плату за определенную услугу.
Уроки моделирования
Изменить ситуацию можно двумя способами - "нагружать" программы различными приложениями в виде дополнительных занятий или привести организационную структуру школы к одной из двух признанных в мировой практике моделей. Собственно, их всего две. Первая, "университетская", предполагает, что бизнес-школа является частью материнского учебного заведения (факультетом, институтом, подразделением), располагается на его территории и активно использует его ресурсы, например, профессуру. Вторая представляет собой независимый проект в формате В2В. "Когда бизнес-школа располагается в стенах университета, ее задачи определяются задачами головного учебного заведения, - объясняет Борис Поркович, директор программ МВА Международного университета в Монако (IUM). - Но если вся линейка программ предназначена только для бизнеса, такую школу можно назвать учреждением "одной миссии".
В свободном плавании
В данный момент тенденция к позиционированию образовательного учреждения по организационной модели затронула только те бизнес-школы, которые находятся на начальной стадии своего развития. Однако можно ли классифицировать остальные, ведь их - большинство? "Между идеальными моделями университетских и независимых школ располагается множество переходных и в чем-то компромиссных вариантов", - утверждает Павел Данейко. Например, Институт бизнеса МИРБИС, Институт экономики и финансов "Синергия" или Высшую коммерческую школу, обладающую собственным кампусом, можно отнести к "независимым". МИРБИС способен собрать на программу исключительно преподавателей-практиков (как в случае с корпоративным заказом MIRAX GROUP), а "Синергия" проявляет большую активность на рынке тренингов. Однако в обоих институтах присутствует бакалавриат.
Что "на выходе"?
Было бы несправедливо говорить, что одна модель в чем-то превосходит другую. И "университетские", и В2В-школы имеют как преимущества, так и недостатки. Борис Поркович: "Независимые школы гибче и быстрее реагируют на запросы рынка. Их организационная структура не отягощена громоздким бюрократическим аппаратом". Проблема заключается в том, что школы В2В не ведут научную деятельность, и ограничены в получении профессиональных аккредитаций, например, AACSB. Следовательно, они менее привлекательны для профессоров с мировыми именами.
Нельзя, впрочем, утверждать, что принципы обучения в школах с различной организационной структурой существенно разнятся. По крайней мере, с формальной точки зрения особых отличий нет, считает Павел Данейко. "И там, и там примерно одинаковый состав преподавателей, проводятся исследования, предлагаются схожие программы обучения. Разница - в подходах. Только совокупность деталей позволяет говорить о принадлежности школы к определенной модели".
Комментирует эксперт номера Сергей БЕШЕВ, директор макрорегиона "Москва" ОАО МТС: Класс школы бизнеса определяется уровнем студентов, объемом уникальных методологий и разработок, способностью поддерживать развитие карьеры выпускников. В аудиториях нужны и менеджеры-практики, и академические профессора. Первые способны приносить свежие идеи и кейсы, но не обладают достаточным опытом для самостоятельных методических разработок. Как правило, бизнесмены блестяще проводят мастер-классы и гостевые лекции, но у них не хватает времени как на подготовку курсов, так и на постоянные аудиторные занятия. Университетские профессора, подчас не знают всех реалий бизнеса, но имеют отличную возможность изучить сотни кейсов, выявить закономерности, создать оригинальные бизнес-модели. Большинство российских бизнес-школ находятся в сложных финансовых условиях, когда единственным источником финансирования являются средства абитуриентов. О каких инвестициях в исследования и разработки методологий может идти речь? Перед ними одновременно стоят задачи выживания в конкурентной среде, и в тоже время дифференциации по предлагаемому учебному продукту. В этой ситуации заявляемые уникальные особенности программ работают как на привлечение клиентов, так и на повышение стоимости обучения. Если говорить о перспективах, то я бы сделал ставку на университетские школы, имеющие широкие международные связи, привлекающие преподавателей-практиков и поддерживаемые крупным российским бизнесом. В таком случае слушатели получат доступ к уникальным методикам, а после окончания бизнес-школы им будет гарантирована поддержка. Например, они смогут в дальнейшем совершенствовать свое образование на краткосрочных курсах или Executive MBA в родных стенах.
|