КМВ, Пятигорск
Ставропольский край • Ставрополь • КМВ • Пятигорск • Ессентуки • Кисловодск • Железноводск • Минводы • Георгиевск
Региональный информационный портал Кавминвод
---- Бизнес-образование: прагматики против академиков...
Забыли пароль?



  Сделать стартовой  Добавить в избранное     Поиск  Обратная связь  Карта сайта  Версия для печати

https://essentuki.kassy.ru/events/koncerty-i-shou/6-420/

 
Владимир Кузьмин
 
 
 



Надежда Кадышева
 


На первой полосе | Авто (мир автомобилей) | Hi-Tech | Деньги. Инвестиции. Кредиты | Работа и карьера | Семья и дом | Спорт, туризм и отдых | Я ль на свете всех милее ? | Мужикам всех стран... | Недвижимость | Наука и образование | Исследования и обзоры | Странности и причуды | ТОПы (супер-рейтинг) | С юмором по жизни...

25.06.2007

Бизнес-образование: прагматики против академиков...

Как часто можно встретить выпускника бизнес-школы, абсолютно довольного результатами обучения? Еще реже удовлетворение по поводу знаний и навыков своих сотрудников с дипломами MBA высказывают работодатели. Однако не следует считать, что у нас учат чему-то не тому. Просто при выборе школы нужно применять правильные критерии.
 
Из всех возможных критериев российские абитуриенты обычно пользуются ограниченным кругом. Например, для многих наиболее значимым фактором являются рекомендация знакомых: по статистике от 40 до 70% всех поступивших осуществляют свой выбор именно таким образом. Значительная часть будущих слушателей ориентируется на знакомый бренд, предпочитая вуз, где получено первое образование. Географическое расположение учебного заведения (близость к дому или месту работы) также влияет на окончательное решение. Кроме того, определенная часть абитуриентов ищет преимущественно программу (например, МВА в области финансов), а не учебное заведение.

Неплохо "работает" и такой фактор, как стоимость программы. На финальной стадии размышлений многие отказываются от дорогих вариантов в пользу более дешевых. Некоторые наоборот признают только те школы, которые выставляют высокий "ценник". Там, по их мнению, должны собираться только "сливки" менеджмента. Это специфика отечественного менталитета: мы воспринимаем вложения в обучение не как долгосрочные инвестиции, а как плату за определенную услугу.
Таков стандартный подход к выбору российской бизнес-школы. Однако он небезупречен, поскольку ни один из перечисленных факторов не дает представления о том, что же человек получит "на выходе". К сожалению, у нас в стране еще не проводилось исследований на тему успешности выпускников и роста их благосостояния, а ведь именно эти данные для абитуриентов наиболее значимы. Слушатели приходят с различными ожиданиями: кому-то нужны практические инструменты управления, а кому-то - хорошее знание основ менеджмента. Существующие программы подразумевают относительный баланс теории и практики, а это нравится далеко не всем.

Уроки моделирования


Изменить ситуацию можно двумя способами - "нагружать" программы различными приложениями в виде дополнительных занятий или привести организационную структуру школы к одной из двух признанных в мировой практике моделей. Собственно, их всего две. Первая, "университетская", предполагает, что бизнес-школа является частью материнского учебного заведения (факультетом, институтом, подразделением), располагается на его территории и активно использует его ресурсы, например, профессуру. Вторая представляет собой независимый проект в формате В2В. "Когда бизнес-школа располагается в стенах университета, ее задачи определяются задачами головного учебного заведения, - объясняет Борис Поркович, директор программ МВА Международного университета в Монако (IUM). - Но если вся линейка программ предназначена только для бизнеса, такую школу можно назвать учреждением "одной миссии".
"Университетская" группа школ более многочисленна и известна: Гарвард, Стенфорд, Вартон, словом, весь "верх" мировых рейтингов, где расположены преимущественно американские учебные заведения. В России принадлежность к данному формату впервые объявил декан факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Валерий Катькало, занимающийся созданием Высшей школы менеджмента. "Модель, по которой мы будем развиваться, называется "университетская школа бизнеса". Речь идет о большом портфеле программ, собственном штате преподавателей, тесной интеграции с ведущими школами мира, вплоть до создания совместных программ. Конечно, такая школа должна производить не только выпускников, но и новые знания, активно участвовать в научных исследованиях", - уверяет г-н Катькало.
В "чистом виде" В2В-модель обучения впервые была реализована в швейцарском International Institute of Management Development (IMD). Здесь бизнес стал диктовать правила и непосредственно участвовать в формировании учебных планов. К "независимым" можно отнести INSEAD и ряд других менее именитых европейских школ. "Французские независимые бизнес-школы (всего их около 39) называются "Grandes Ecoles" (Высшие школы), - говорит Франсуа Бонвале, генеральный директор Reims Management School. - Большинство из них работают в сотрудничестве с промышленными палатами, а некоторые имеют статус ассоциаций". Тем не менее, именно успехи IMD (3-е место европейского рейтинга FT в 2006 году) оказали наибольшее впечатление на российское деловое сообщество.
Несколько лет назад ряд известных российских бизнесменов во главе с Рубеном Варданяном, опираясь на швейцарский опыт, решили открыть Московскую школу управления в Сколково. Практически аналогичный проект был запущен на базе Московской бизнес-школы. В списке образовательных учреждений "одной миссии" находятся также Международная бизнес-школа МТПП и Русская школа управления. Общей чертой, объединяющей эти образовательные учреждения, является отсутствие программ бакалавриата и ориентация на актуальные потребности рынка. "Наш проект нацелен только на подготовку и повышение квалификации действующих менеджеров. Получать первое образование следует в университетах", - считает Павел Данейко, ректор Московской бизнес-школы.


В свободном плавании


В данный момент тенденция к позиционированию образовательного учреждения по организационной модели затронула только те бизнес-школы, которые находятся на начальной стадии своего развития. Однако можно ли классифицировать остальные, ведь их - большинство? "Между идеальными моделями университетских и независимых школ располагается множество переходных и в чем-то компромиссных вариантов", - утверждает Павел Данейко. Например, Институт бизнеса МИРБИС, Институт экономики и финансов "Синергия" или Высшую коммерческую школу, обладающую собственным кампусом, можно отнести к "независимым". МИРБИС способен собрать на программу исключительно преподавателей-практиков (как в случае с корпоративным заказом MIRAX GROUP), а "Синергия" проявляет большую активность на рынке тренингов. Однако в обоих институтах присутствует бакалавриат.
На "другом" полюсе расположены Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ и Российско-немецкая высшая школа управления АНХ, которые делают ставку на "производство знаний" и выпускают лучшие учебники. Тем не менее, и здесь можно встретить значительное число консультантов и практикующих менеджеров. Одна из самых сбалансированных в этом смысле школ - Институт бизнеса и делового администрирования АНХ. Она не работает с частными инвесторами и предлагает бакалавриат. Тем не менее, лидер ИБДА Сергей Мясоедов всегда утверждал, что бизнес-образование - это бизнес. Соответственно, все программы этой школы проникнуты "одной миссией".
В лабиринте целей действующих на рынке школ разобраться непросто. Но необходимо, если вы хотите понимать, что даст вам в итоге обучение.

Что "на выходе"?

Было бы несправедливо говорить, что одна модель в чем-то превосходит другую. И "университетские", и В2В-школы имеют как преимущества, так и недостатки. Борис Поркович: "Независимые школы гибче и быстрее реагируют на запросы рынка. Их организационная структура не отягощена громоздким бюрократическим аппаратом". Проблема заключается в том, что школы В2В не ведут научную деятельность, и ограничены в получении профессиональных аккредитаций, например, AACSB. Следовательно, они менее привлекательны для профессоров с мировыми именами.

Нельзя, впрочем, утверждать, что принципы обучения в школах с различной организационной структурой существенно разнятся. По крайней мере, с формальной точки зрения особых отличий нет, считает Павел Данейко. "И там, и там примерно одинаковый состав преподавателей, проводятся исследования, предлагаются схожие программы обучения. Разница - в подходах. Только совокупность деталей позволяет говорить о принадлежности школы к определенной модели".


Университетская школа

Независимая школа


Концепция

Микс теории и практики

Развитие прикладных навыков управления

Преподаватели

Преобладают университетские профессора

Преобладают менеджеры-практики

Исследования

Проводятся для укрепления собственной научной школы

Проводятся для бизнеса

Знания

Универсальные

Актуальные

Место проведения обучения

На территории материнского университета

Собственный кампус

Программы

Вся линейка, от бакалавриата до МВА

Нет бакалавриата. Акцент на МВА, корпоративных программах и тренингах

Инвесторы

Нет

Есть


Абитуриенты приходят в бизнес-школы с разными целями. Для одних существенно систематизировать имеющиеся знания или получить базовые компетенции в конкретной сфере (если у них непрофильное первое высшее образование). Другие ищут профессиональную среду, контакты и уникальные технологии управления. Выбирая определенную модель обучения, и те, и другие могут с большей определенностью планировать будущее после получения диплома. И все-таки нельзя не согласиться с Павлом Данейко, который уверен, что поступать нужно в ту школу, где собраны лучшие профессора и слушатели.


Комментирует эксперт номера  Сергей БЕШЕВ,  директор макрорегиона "Москва" ОАО МТС:

Класс школы бизнеса определяется уровнем студентов, объемом уникальных методологий и разработок, способностью поддерживать развитие карьеры выпускников. В аудиториях нужны и менеджеры-практики, и академические профессора. Первые способны приносить свежие идеи и кейсы, но не обладают достаточным опытом для самостоятельных методических разработок. Как правило, бизнесмены блестяще проводят мастер-классы и гостевые лекции, но у них не хватает времени как на подготовку курсов, так и на постоянные аудиторные занятия. Университетские профессора, подчас не знают всех реалий бизнеса, но имеют отличную возможность изучить сотни кейсов, выявить закономерности, создать оригинальные бизнес-модели.
Большинство российских бизнес-школ находятся в сложных финансовых условиях, когда единственным источником финансирования являются средства абитуриентов. О каких инвестициях в исследования и разработки методологий может идти речь? Перед ними одновременно стоят задачи выживания в конкурентной среде, и в тоже время дифференциации по предлагаемому учебному продукту. В этой ситуации заявляемые уникальные особенности программ работают как на привлечение клиентов, так и на повышение стоимости обучения.
Если говорить о перспективах, то я бы сделал ставку на университетские школы, имеющие широкие международные связи, привлекающие преподавателей-практиков и поддерживаемые крупным российским бизнесом. В таком случае слушатели получат доступ к уникальным методикам, а после окончания бизнес-школы им будет гарантирована поддержка. Например, они смогут в дальнейшем совершенствовать свое образование на краткосрочных курсах или Executive MBA в родных стенах.

Автор "Элитный персонал"
Источник www.e-personal.ru

Возврат к списку







 
Ария
 










О проекте История Награды Связаться с нами Реклама ссылки

Проект "КМВ и Ставропольский край". © ООО ИП АЛЬФА КМВ 2004–2024

357500 Пятигорск, ул. Панагюриште, 16, корпус 2 тел.: (961)485-11-55, (928)348-08-05